1. Что это такое и откуда это пошло?
В законодательстве термин «дробление бизнеса» отсутствует. Скорее этот термин пришел в обиход из практики контролирующих органов, которые используют его для названия одной из схем уклонения от уплаты налогов.
Суть схемы заключается в искусственном разделении деятельности одного субъекта хозяйствования на несколько субъектов, которые прикрывают его деятельность с целью экономии на налогах.
В такой схеме все субъекты контролируются одним лицом или группой лиц.
2. Почему бизнес использует эту схему?
Представим, что у бизнесмена есть бизнес, которому не подходит применение специального режима налогообложения (УСН), поэтому он вынужден применять общую систему, уплачивая налог на прибыль и НДС по существенным ставкам.
Кто же не хотел бы платить меньше налогов?
Бизнесмен создает несколько юридических лиц, между которыми «распределяет» деятельность своего бизнеса так, чтобы формально соответствовать критериям применения УСН и уплачивать налог по низкой ставке. Например, бизнесмен распределяет объекты недвижимого имущества, которые числятся на балансе «главного» субъекта между вновь созданными с целью их дальнейшем сдачи в аренду.
Каждый субъект отдельно платит налог при УСН, за счет чего происходит экономия на налогах.
3. Так ведь все законно, никто же не запрещает создавать несколько ЮЛ одному или нескольким лицам?
Целью налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления от плательщиков налогов в бюджет. Эта цель достигается также путем предотвращения любых видов злоупотреблений со стороны плательщиков, для чего и была введена статья 33 в Налоговой кодекс.
Если «дробление» преследует единственную цель — экономию на налогах, а созданные субъекты прикрывают деятельность основного субъекта и в их деятельности отсутствуют самостоятельность, экономическая обоснованность, то государство говорит, что действия бизнесмена являются незаконными.
Формально отдельные действия бизнеса будут соответствовать закону, но все обстоятельства в совокупности (существо) будут говорить о «дроблении» и экономии на налогах.
4. По каким признакам можно стать кандидатом на проверку применения субъектом схемы «дробления бизнеса»?
К общим признакам можно отнести следующие:
· субъект подходит к лимиту выручки по УСН, в этот момент создаются новые субъекты, которыми фактически руководят одни и те же лица, имеется одинаковый или взаимосвязанный состав участников;
· новые субъекты имеют идентичный вид деятельности с «основным» субъектом либо вид деятельности, который составляет часть целого процесса «основного» субъекта;
· новые субъекты имеют аналогичные состав работников, юридически или фактически располагаются в одном офисе (офисах);
· новые субъекты не располагают активами и материальными ресурсами для самостоятельной деятельности, а используют ресурсы «основного» субъекта;
· ведение бухгалтерского учета, юридическое сопровождение, кадровое сопровождение всех субъектов осуществляется одними лицами (компаниями), подача всей налоговой отчетности осуществляется с одного IP-адреса, открытие расчетных счетов в одном банке;
· субъекты несут расходы друг за друга;
· субъекты используют одни и те же вывески, обозначения, товарные знаки, контакты, сайты в сети «Интернет»;
· аналогичный перечень контрагентов, с которыми работают все субъекты;
· общая выручка все субъектов в совокупности превышает установленный критерий выручки для применения УСН;
· данные налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций указывают на снижение выручки, рентабельности производства, прибыли «основного» субъекта.
5. Что необходимо доказать контролирующему органу, чтобы установить факт использования бизнесом схемы «дробление бизнеса»?
При проведении проверки контролирующему органу необходимо доказать:
1) наличие деления единого субъекта хозяйствования, чья деятельность в силу своего объема фактически не отвечает ограничениям, установленным НК для применения УСН, и такое деление не имеет реальной (деловой) цели, а лишь преследует экономию на налогах;
2) конкретные потери бюджета, возникшие в результате дробления бизнеса.
Контролирующими органами учитываются такие обстоятельства, как особенности корпоративной структуры (история создания взаимозависимых лиц), практика принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, использование общих трудовых и производственных ресурсов, особенности гражданско-правовых отношений внутри группы и др.
6. Какие доказательства используют контролирующие органы в процессе доказывания применения бизнесом схемы «дробление бизнеса»?
· сведения о созданных субъектах, истории их создания и видах деятельности;
· сведения о руководителях, участниках всех субъектов, входящими в схему, наличие родственных отношений между ними и признаков взаимозависимости, периодах осуществления ими деятельности, самостоятельности принятия решения о начале осуществления хозяйственной деятельности;
· сведения о применяемых системах налогообложения, о выручке к определенному периоду времени у каждого из субъектов, сведения о соотношении периодов времени достижения порогов выручки по УСН и периодов создания нового субъекта хозяйствования;
· доказательства того, что деятельность субъектов основывалась на подчинении их единому руководству, наличие неформальных договоренностей между субъектами (пояснения работников, контрагентов, сведения о движении денежных и товарных потоках);
· доказательства того, что имела место общая согласованная организационная и кадровая политика: единый кадровый состав, подчинение работников единому руководству независимо от их места работы; выполнение функций руководства одним лицом в нескольких субъектах; единые периоды приема одних и тех же работников на работу в субъекты и единые периоды их увольнения, трудовая миграция и распределение работников между участниками схемы; ведение бухгалтерского и налогового учета в одном программном обеспечении одним лицом (компанией) и нахождение ключей системы клиент-банк субъектов у такого лица (компании), юридическое сопровождение и осуществление подбора персонала для субъектов осуществляется одними лицами (компанией); расположение субъектов фактически в одном или нескольких помещениях; наличие расчетных счетов в одних и тех же банках, взаимосвязанные субъекты не располагают собственными активами и материальными ресурсами; основным поставщиком всех субъектов является одно лицо;
· доказательства использования участниками схемы единого бренда, товарного знака, сайта в сети «Интернет», контактных телефонов, базы данных или иного программного комплекса для осуществления деятельности; проведение единой рекламной политики;
· доказательства направления налоговых деклараций с одних и тех же IP-адресов;
· доказательства несения расходов друг за друга, перевода денежных средств между субъектами, не имеющими цели получения прибыли; использования идентичного пула контрагентов, использования единых материальных ресурсов без разделения права собственности на них;
· доказательства предоставления отчетов взаимозависимых субъектов «основному» субъекту о финансово-хозяйственных показателях таких субъектов; предоставления беспроцентных займов «основному» субъекту, которые в последующем не возвращались и не взыскивались в принудительном порядке.
Контролирующие органы активно используют предоставленные им полномочия, в том числе по получению сведений из имеющихся у них ресурсов, осмотры помещений, опрос работников, контрагентов и других лиц и т. д.
7. Какие доказательства могут свидетельствовать о законности применения бизнесом «дробления»?
О законности применения бизнесом «дробления» может свидетельствовать наличие реальной (деловой) цели такого «дробления» (а не минимизация налогообложения). Дополнительным критерием выступает соответствие документальное оформление деятельности каждого из участников раздробленного бизнеса фактическому участию и выполняемой роли.
В частности, Верховный Суд Республики Беларусь обращается внимание на следующие факты, свидетельствующие об отсутствии оснований для начисления налогов при дроблении бизнеса:
· у участников раздробленного бизнеса разные направления, сферы, виды деятельности (например, оптовая торговля — розничная, производство — продажа и т. п.);
· каждый из участников имеет средства и ресурсы, необходимые и достаточные для ведения деятельности. Производственный процесс каждого из участников раздробленного бизнеса является самостоятельным и обособленным;
· каждый из участников раздробленного бизнеса имеет необходимый штат работников, при этом работники одного участника ни фактически, ни по документам не являются работниками другого участника;
· после создания нового взаимозависимого субъекта объемы предпринимательской деятельности первоначального субъекта не уменьшились, то есть новый субъект обеспечил себе свою долю и обороты в бизнесе, а соответственно получил самостоятельный экономический результат;
· между участниками раздробленного бизнеса не совершались «транзитные» операции по передаче имущества и (или) по перечислению денежных средств;
· даже без дробления бизнеса имелась бы возможность применять тот же налоговый режим, который применяли участники раздробленного бизнеса, то есть даже совокупно критерии для применения специального налогового режима выполняются;
· целью дробления бизнеса являлась подготовка к продаже бизнеса по частям;
· целью дробления являлась оптимизация управленческой структуры и диверсификация связанных с этим рисков;
· имелись самостоятельные каналы приобретения и сбыта товаров у каждого из участников раздробленного бизнеса;
· дробление бизнеса произведено в целях достижения финансовых показателей, необходимых для получения товарных кредитов, отсрочек платежей, премий от контрагентов, банковских гарантий и кредитов.
8. Каким образом доначисляются налоги?
Если налоговая доказала факт незаконного «дробления бизнеса», их действия сводятся к тому, чтобы определить размер налогов, которые должна была бы уплатить основная компания, если бы бизнес не применял схему дробления. Как правило, к доначислению идет налог на прибыль, НДС и подоходный налог.
Поскольку налоги в нужном размере не были уплачены, дополнительно компании доначисляют пени за неуплату налогов в срок.
Дискуссионным является вопрос о том, подлежат ли учету налоги, уплаченные взаимозависимыми лицами, в период осуществления ими деятельности.
Судебные инстанции Республики Беларусь дают отрицательный ответ на этот вопрос, указывая, что имеются основания для подачи заявления о зачете названных сумм налогов или об их возврате.
Напротив, Верховный Суд Российской Федерации высказал обратную позицию, указав, что такие суммы налогов должны учитываться при определении размеров налогов по ОСН «основного» субъекта. При этом налог по специальным режим должен учитываться в счет налога на прибыль, поскольку является фискальным эквивалентом налога на прибыль.
9. Каковы риски использования схемы «дробление бизнеса»?
Помимо финансовых санкций со стороны государства за неуплату налогов (пени), привлечения к административной ответственности со штрафом до 40% факты дробления бизнеса нередко являются основанием для возбуждения уголовного дела. Например, только за пять месяцев в 2023 году органами финансовых расследований Республики Беларусь были возбуждены ряд уголовных дел.
Дополнительно организации могут доначислить к уплате взносы ФСЗН.